История канализации в Лондоне

История сантехники, технологии, развитие сантехнической отрасли, последние разработки.

Модераторы: Эак, hashmelator

Аватара пользователя
Cантехник-патологоанатом
Сообщения: 70116
Зарегистрирован: 01.10.2008
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 54
Контактная информация:

#1 История канализации в Лондоне

Сообщение »

История возникновения Лондонской канализации -родоначальницы всех крупных городских канализаций.

Слово, обозначающее сточные воды, канализацию на староанглийском языке означает "по направлению к морю". Лондонская канализацая представляла собой канавы для стока нечистот, проложенные с небольшим уклоном к Темзе, уносящей стоки в море. Сточные канавы быстро переполнялись, помои и отходы жизнедеятельности людей заливали улицы и рыночные площади, попадали в дома.

В конце 1500-го года король Генрих VIII издал указ, обязывающий домовладельцев чистить участки сточных канав около их домов. Кроме этого, король создал Комиссию по Стокам, призванную обеспечивать выполнение этих правил. Однако средства для оплаты работы Комиссии предусмотрены не были. Поэтому фактически Комиссия по Стокам не была сформирована до 1622 г., когда было решено на ее содержание использовать штрафы за невыполнение указа.

О деятельности Комиссии клерк вел ежедневные записи. Каждое слово, произнесенное в суде, тщательно фиксировалось в регулярных записях Комиссии. Записи охватывают более 250 лет людских невзгод, возникающих во многом из-за пренебрежения опасностью антисанитарных условий. Горожане, врачи, политические деятели, полицейские направляли в Комиссию наводящие ужас сообщения о "миазмах, моровой язве, внезапной смерти" в лондонских жилищах.

В начале XVIII века почти в каждом доме под полом была выгребная яма. Даже в лучших домах тошнотворное зловоние проникало в элегантные гостиные. Запах внутри домов зачастую был хуже, чем на улицах, загрязненных помоями и навозом. Люди обычно пренебрегали этим нездоровым запахом, но в то же время испытывали ужас перед "ночным воздухом", насыщенным угольным дымом и сернистым фабричным смогом, который беспокоил обитателей Сити.

Двери и окна жилых домов и фабрик на закате плотно закрывались, чтобы защитить их обитателей от ужасного "ночного воздуха". Целые семьи и бригады рабочих умирали от таинственной "асфиксии" в течение одной ночи. Врачи не могли объяснить повторяющиеся случаи заболеваний, так в Сити периодически возникали "миазмы". Яркое описание ужасных смертей было обычным на заседаниях Комиссии и в бульварных лондонских газетах.

Наибольшее число описанных смертельных случаев и травм происходило из-за отравления сероводородом, от недостатка кислорода или от взрывов метана. Такие условия возникают и в наше время в сточных коллекторах, загрязненных резервуарах и в закрытых помещениях.




Когда выгребные ямы переполнялись, их содержимое отводилось по примитивным дренажным трубам в полуоткрытую сточную канаву, проложенную посередине улицы. Жидкость из выгребных ям часто размывала фундаменты, стены и полы жилых домов. Дренажные трубы засорялись, при этом нечистоты разливались под домом и загрязняли колодцы, резервуары с питьевой водой и водопроводы.

Многие домовладельцы накапливали большие кучи "ночной земли" - компоста, который использовался для удобрения почвы и служил своеобразной "валютой". Те, кто использовал нечистоты для компоста, должны были ползать на четвереньках по дренажным трубам, чтобы добраться до выгребных ям и выбросить их содержимое на поверхность. Для этой работы часто нанимали детей, так как они могли проникнуть в наиболее труднодоступные уголки. В Комиссии добивались разрешения на привлечение к этой работе даже совсем маленьких детей, которых использовали также в качестве трубочистов. Очистка выгребных ям и сточных труб детьми приводила не только к смертельным случаям, но была и причиной длительных болезней, также со смертельным исходом.

12 января 1849 г. в Комиссию был представлен такой доклад об условиях работы по очистке сточных труб: "Вонь была ужасающей, а воздух так загрязнен, что часто случались взрывы и удушье от испарений. Мы потеряли партию рабочих почти полностью, потому что они задохнулись в трубе; последнего из них, уже потерявшего сознание, удалось вытащить на спине по грязи глубиной в два фута".

21 февраля 1849 г.: "В двух местах коллектора произошли взрывы, в результате чего у людей содрало кожу с лица и опалило волосы. В направлении Саутхэмптона глубина осадка грязи достигла 2 футов 9 дюймов, свободным в коллекторе осталось только пространство высотой 1 фут 11 дюймов. На расстоянии примерно 400 футов от входа погасла первая лампа, через 100 футов вторая лампа взорвалась, при этом у человека, несшего ее, обожгло лицо и волосы".

Комиссия постановила, что "первый принцип устройства общественных сточных коллекторов определяет их размер таким, чтобы их мог очищать человек нормального роста". После того как были заслушаны сотни подобных докладов, Комиссия наняла группу врачей, для того чтобы они проверяли рабочие места, обследовали состояние здоровья рабочих, начертили эскизы, показывающие, каким должен быть размер коллекторов с учетом доступа для обслуживания. При этом учитывалось не только свободное пространство, но и определялась допустимая глубина осадка в коллекторах и сточных трубах. Благодаря представленным врачами рекомендациям и чертежам власти были осведомлены об условиях труда рабочих по очистке канализации.

Осушение трясины лондонских нечистот

Уровень улиц Лондона находился на 30 футов ниже уровня воды в Темзе во время прилива. Двухмиллионное население города проживало в условиях тесноты и скученности, причем ситуация постоянно ухудшалась. Обитатели Сити вымирали на протяжении четырех веков от эпидемий холеры, тифа, чахотки, других неизвестных болезней. Величайший реформатор санитарии Эдвин Чэдуик боролся с равнодушием высших классов общества к этим ужасным условиям. Чэдуик взрывал старые канализационные трубы, проводил опросы жителей трущоб, направлял в Комиссию сотни докладов. Он проводил эксперименты по подаче питьевой воды из озер и резервуаров вместо зловонной Темзы. Разработанный им Закон об Общественном Здравоохранении в конце концов позволил остановить поток смертных случаев от антисанитарии. Он подвергал наказанию жителей Лондона за нарушение Закона Мозеса, гласившего: "Запрещено даже лагерные стоянки загрязнять отходами жизнедеятельности людей, необходимо их относить в сторону и засыпать землей"




Он воевал с жадностью домовладельцев, утверждая: "Предлагаемая система отвода нечистот путем растворения их в воде, которой затем можно удобрять землю, выгоднее, чем создание навозных и компостных куч". Комиссия также утверждала, что очистка выгребных ям теперь невыгодное дело и что "следует привлекать полицию для наблюдения за чистильщиками, чтобы они при опорожнении выгребных ям не закупоривали водостоки нечистотами".

В 1844 г. началось сооружение закрытых центральных коллекторов, хотя уничтожение выгребных ям тогда еще не планировалось. Однако, поскольку их очистка была опасным и невыгодным делом, Комиссия предложила использовать "выносные сосуды", подобные бытовавшим в то время в Париже. Тем временем инженеры разрабатывали сточную систему, которая, согласно Закону Мозеса, могла бы отводить отходы жизнедеятельности 2 миллионов человек из зоны их проживания. Комиссия организовала проведение экспериментов с "уборной типа ватерклозет (water closet - чулан с водой) и системой сточных труб" для английских городов и деревень. Хотя сэр Томас Крэппер не усовершенствовал до конца свое изобретение, в Комиссию поступали десятки менее функциональных проектов. Конструкция "ватерклозета" все еще оставалась громоздкой. Кроме того, по замыслу Комиссии, должна была быть построена полная "система сточных труб", которая "немедленно уносила бы нерастворимые или частично растворимые отбросы".

В 1858 г. "великая вонь" при подъеме воды в Темзе вынудила жителей Сити спасаться бегством, в то время как Парламент продолжал заседать за шторами, пропитанными хлорной известью. Состоятельные жители из высших классов обрызгивали простыни духами, чтобы отбить неприятный запах с улицы. Старый сэр Марк Айзембард Брюнел вместе с сыном Айзембардом Кингдомом Брюнелом предложили план дренирования Лондона путем постройки дренажного тоннеля под Темзой длиной 1 600 футов по направлению к более низкому берегу реки. Их смелый план прокладки тоннеля базировался на идее сооружения щита диаметром 25 футов, позади которого двигались бы 9 рабочих, с помощью лебедок и тележек вынимающих грунт на поверхность. Тоннель диаметром 25 футов должен был проходить под руслом реки с уклоном от начальной глубины 35 футов до 121 фута на противоположном берегу.

Отчаявшись найти какой-то иной выход, Комиссия приняла этот дерзкий проект. В случае успеха Брюнелам удалось бы стать первопроходцами в этой области. Работы продвигались быстро, как ни странно, обошлось без несчастных случаев, хотя молодой Брюнел чуть не погиб во время обвала крепления в нескольких футах от входа в тоннель. Когда королева Виктория узнала об успешном завершении строительства, ее так захватила идея путешествия под Темзой, что она приказала построить небольшую железную дорогу с открытыми вагонами такой вместимости, чтобы Парламент в полном составе мог сопровождать ее в поездке по тоннелю.

Публика подхватила энтузиазм королевы. По требованию общества дренажный тоннель был превращен в модное место прогулок лондонцев. Железная дорога королевы Виктории стала туристской достопримечательностью. Вдоль тоннеля были установлены газовые фонари, сделаны тротуары и размещены лотки с сувенирами для посетителей тоннеля, которые вносили небольшую плату за прогулку под руслом реки. В настоящее время этот тоннель стал частью знаменитого лондонского метро - линия "Бейкерло". Проведение железной дороги внутри тоннеля Брюнелов привлекло еще большее внимание к проблеме улучшения жилищных условий в Лондоне, население которого к тому времени достигло почти 3 миллионов человек.

Гидравлические преимущества системы сточных труб и централизованной канализации Комиссия по Стокам представила в Парламент. Были построены специальные водяные резервуары для промывки существующих сточных труб, но становилось все более очевидно, что в канализационных коллекторах необходимы гладкая внутренняя поверхность и определенный уклон, обеспечивающие беспрепятственное движение потока. Члены Комиссии полагали, что смывной туалет конструкции сэра Томаса Крэппера поможет окончательно "смыть" все проблемы лондонских стоков. Они с энтузиазмом считали, что "правильно спроектированная канализация с подачей воды в достаточном количестве сделает засоры столь редкими, что не будет необходимости регулярной очистки сточных труб".

Добавлено спустя 2 минуты 26 секунд:

После того как была принята концепция использования воды в качестве среды, уносящей нечистоты, лондонская Комиссия по Стокам приняла решение проложить по всему городу большие сточные коллекторы яйцеобразного сечения, в которые входили бы индивидуальные сточные трубы от жилых и общественных здани


В результате многочисленных исследований стало ясно, что "гладкость" внутренней поверхности труб является критическим фактором, определяющим нормальное движение стоков по трубам. Глазированные изнутри глиняные трубы были признаны наилучшими по сравнению с другими материалами. Комиссия утверждала, что при правильной прокладке с надлежащим уклоном при условии качественного выполнения работ "использование глазированных глиняных труб обеспечивает успешную работу системы". К 1847 году в докладах Комиссии отмечается, что за неделю прокладывается от 10 до 11 миль глиняных труб, что составит 2 600 миль за год.

"Три четверти всех засоров на сточных трубах от жилых домов произошли по причине неправильной прокладки труб, неверно выбранной глубины, наличия обратных уклонов. При прокладке во многих случаях создавались препятствия для перемещения стоков, и хотя это и было очевидной причиной засоров, такие случаи использовались, чтобы опорочить основной принцип канализации". Доктор Дэлби, врач, составляющий доклады для Комиссии, сообщал, что "засор труб был возможной причиной трех случаев тифа в одном из домовладений". Утверждалось, что "для домовладельцев будет менее накладно вносить ежегодную плату за новую систему канализации, чем ежемесячно подвергаться риску засоров и испытывать все неудобства, связанные с утечкой нечистот под дом и угрозой размыва фундаментов и стен".

Проблема создания общегородской канализации стала актуальной после эпидемии холеры в 1849 году. Паника среди населения привела к тому, что "все запасы труб в гончарных мастерских были раскуплены начисто". В течение этого периода изготовление и прокладка труб "выполнялись без должной тщательности, трубы наспех приобретались и поспешно прокладывались людьми, совершенно неосведомленными об основах работы канализационной системы", что порождало сомнения в правильности принятой схемы. Комиссия сочла необходимым взять на себя руководство работой по массовой замене выгребных ям канализационными трубами.

Неграмотное проектирование и некачественное выполнение работ приводили к многочисленным ошибкам и необходимости раскопок из-за возникающих засоров. В большинстве домовладений канализационный выпуск был у задней стены дома, труба проходила под всем зданием к коллектору, проложенному по улице. Изучение таких конструкций показало, что "вредное, зловонное вещество транспортировалось под домом вместо того, чтобы быть немедленно отведенным в сторону; возникновение засоров связано с увеличением внутренней поверхности трения и уменьшением перепадов высоты по ходу сточных труб".

"При такой неграмотной и непрофессиональной прокладке труб для устранения возникшего засора часто бывает необходимо вскрывать пол как в задних, так и в передних комнатах, а также раскапывать мостовые, чтобы подойти к центральному уличному коллектору. Эти работы связаны со значительными неудобствами и обременительными расходами".

Иногда газы из центрального коллектора проникали в дома. Врачи, навещающие пациентов, сообщали об "отвратительных запахах и чрезвычайной загрязненности воздуха в жилых домах". Эти "миазмы" были названы источником эпидемий тифа и холеры, "продолжающих уносить жизни обитателей города". Тем временем, главные уличные коллекторы постепенно заменялись новыми, сделанными из кирпича и имевшими в сечении яйцеобразную форму.

Вода как средство очистки


Опыт мытья улиц с помощью пожарных шлангов показал, что струей под напором из шланга можно промывать поверхность улиц, водосточные отверстия и сточные трубы. При демонстрации высоконапорных шлангов пожарник поливал стены домов, "чтобы отмыть пятна, оставляемые нечистотами". Мэр Лондона приказал направить струю воды на мостовую, заваленную конским навозом, чтобы посмотреть, насколько эффективно можно очистить таким образом поверхность, вымощенную булыжником. Поскольку в сточном коллекторе находились нечистоты из выгребных ям, конский навоз и мусор, сметаемый с мостовой, с отверстий в коллекторах были сняты решетки и туда были направлены струи воды из пожарных шлангов.

Члены Комиссии были поражены, увидев улицы и дома и сточные трубы такими чистыми и поспешили направить в Комиссию восторженный доклад о новом поразительном достижении. "Присутствовали Мэр, Городской регент и многие другие влиятельные особы. Шланг был кожаным, диаметром 3 дюйма и длиной около 60 ярдов, с насадкой диаметром 1/4 дюйма. Поверхность, которую можно обрабатывать из такого шланга, составляет 20-24 фута в ширину и 150 ярдов в длину. В течение 5 минут эта поверхность стала чистой, как пол в комнате".

"Поверхность резервуара по отношению к уровню разбора воды находилась на высоте 350 футов и на удалении 2 557 ярдов. Время, требуемое для промывки, и ее эффективность, разумеется, зависят от количества и напора воды". Все усилия были направлены на то, чтобы определить стоимость "смывной уборки" по сравнению с подметанием, соскребанием, перелопачиванием и вывозом слежавшегося навоза и других уличных отбросов. Было доказано, что смыв намного дешевле.

"Вполне очевидно, что экономия времени и трудозатрат - это важный фактор, который повлияет на общественные расходы по уборке улиц с использованием воды". Инженеры Комиссии также подсчитали потери напора воды на выходе из сопла в зависимости от длины шланга (в фунтах на один фут длины). Операторы поливочных машин и в наше время обязаны поддерживать напор при удлинении шланга. Чем длиннее шланг, тем больший напор необходим для эффективного смыва.

(http://www.santehregion.ru/)
Работайте, работайте — а понимание придёт потом.
Реклама
Инженерная сантехника ТЕРЕМ
Реклама
Аватара пользователя
просто сантехник
Сообщения: 10180
Зарегистрирован: 30.10.2008
Откуда: Медведково
Контактная информация:

#2

Сообщение »

В конце 1500-го года король Генрих VIII издал указ
Эак писал(а):
Генрих VIII на престол вступил в 1509 году... в 2009 году англичане выпустили монету в честь 500-летия его вступления на престол.

Аватара пользователя
Сантехник-гуру
Сообщения: 9448
Зарегистрирован: 20.07.2010
Откуда: г. Дзержинск
Контактная информация:

#3 Re: История канализации в Лондоне

Сообщение »

О центральном отоплении и не очень в разных странах в наше время...

http://www.fresher.ru/2014/11/02/pyat-s ... topleniya/

Ну как-то не придумала куда скинуть. :P

Если не можешь изменить мир, измени отношение к нему! Станислав Ежи Лец.

Новая тема Ответить

Вернуться в «История и культура сантехники»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей